Особенности профессии
В обязанности городского управляющего входит:
Публикация постановлений, адресованных администрации города, по всем вопросам местного значения;
Выпуск постановлений, которые относятся к осуществлению некоторых государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
Выпуск распоряжений, адресованных администрации города, по вопросам организации рабочего процесса самой администрации;
Принятие мер по вопросам обеспечения и защиты интересов муниципального образования в судебных процессах, государственных органах и арбитражном суде;
Разработка проекта бюджета, проектов программ, а также планов в вопросах социально-экономического развития;
Управление и распоряжение сметой доходов и расходов городской администрации;
Решение вопросов и организация налоговой политики города;
Управление вопросами городского имущества, планом муниципального образования, городского хозяйства;
Назначение на должности и снятие с должности сотрудников службы, находящихся в непосредственном подчинении.
За последние пять лет число административных центров, управляемых сити-менеджерами, возросло более чем в три раза. Институт сити-менеджеров введен в более 40 региональных столицах и почти в 5 тысячах муниципальных образований.
Городской управляющий назначается на должность городской думой, представительный орган власти заключает с ним контракт на срок полномочий городской думы. Чтобы поступить на должность "сити-менеджера", кандидат должен пройти все условия конкурса.
Плюсы и минусы профессии
На новую систему управления переходит всё большее и большее количество муниципальных образований. Но, как и у каждого административного решения, в этом вопросе есть свои достоинства и недостатки.
Должность наёмного управляющего имеет определённые положительные стороны.
Жёсткие отборочные требования к претенденту являются гарантом его профессиональной пригодности, а пределы компетенции работника чётко сформулированы в его контракте. Такой подход сводит возникновение конфликтов из-за распределения полномочий к минимуму.
Проведение конкурса, в отличие от выбора мэра, не требует от бюджета значительных расходов, что даёт возможность в случае неэффективной работы менеджера уволить его и провести конкурс вновь или передать полномочия в руки мэра.
Если введенная схема управления городом не даст должных результатов, всегда есть возможность вернуться к прежним нормам ведения административно-хозяйственной деятельности, при этом финансовых затрат бюджет города не понесёт.
Кроме плюсов, специфика работы наёмного управленца имеет и свои минусы.
Работник относится к своей работе как к временному проекту и не связывает себя с долгосрочными перспективами города. Кроме того, на пост управленца может быть назначен человек, прибывший из другого города или региона, не знающий всех нюансов местной городской жизни.
Сити-менеджера назначали представители муниципалитета, поэтому прямого подчинения народу этот управленец не несёт. Данный момент вносит определённый раскол между единством власти и народа, подвергая сомнению со стороны жителей города все действия наёмного служащего.
Нередко прослеживается зависимость наёмного менеджера от главы городского совета – губернатора, который одобрил его кандидатуру в конкурсном отборе. Не всегда такая зависимость бывает на пользу общему делу и благополучию для города.
Практика назначения сити-менеджера является оптимизацией местной системы муниципального управления. В результате принятого закона наёмные управляющие разделяют с мэром фронт работ, направленный на жизнеобеспечение города. Возможно, что интересы горожан при таком распределении полномочий не пострадают, но очевидным становится то, что людей лишили права выбора. Остаётся только наблюдать за тем, как новое слово закона внедряется в нашу жизнь и надеяться, что результаты такой оптимизации никого не разочаруют.
Важные личные качества
Прежде всего, сити-менеджер должен быть неравнодушным. Неравнодушие будет генерировать такие качества, как патриотизм, ощущение целевого характера деятельности. Также сити-менеджер должен обладать навыками управления, организаторскими способностями, системностью, высоким уровнем ответсвенности, умением принимать сложные и важные решения, обладать чувством долга, позицией "хозяина" в своей области.
Обучение
Без высшего образования построить карьеру невозможно: это одно из основных требований при приеме на работу. Профильные вузы готовят специалистов, способных ориентироваться в экономике, политике и общественных отношениях и одновременно быть грамотными управленцами. Студентов ждет расширенный блок экономических и общественных дисциплин, общий и стратегический менеджмент, управление персоналом, управление организацией и др. Студенты начинают работать уже на старших курсах — делопроизводителями, помощниками и секретарями. После выпуска они идут в государственные и муниципальные органы власти (администрации, комитеты, министерства). Для приема на работу необходимо пройти конкурсный отбор на замещение вакантной должности: тестирование и собеседование. Войти в профессию можно освоив специализации: Государственное и муниципальное управление. Система муниципального управления.